«Когда ты претендуешь на позицию C-Level, нужно быть готовым впахивать». Первое интервью CEO Kolesa Group

Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group
Чуть меньше года назад пост CEO Kolesa Group занял Дмитрий Ботанов, который до этого был операционным директором. Начинал свой путь в компании уроженец Алматы не с C-level позиций. В 2014 году Дмитрий пришел продакт-менеджером в «Крышу». Спустя несколько лет ему удалось дорасти до топ-менеджмента, а потом и возглавить компанию.
В своем первом интервью в качестве CEO Дмитрий Ботанов рассказал Digital Business, как оказался в ИТ и приложил руку к созданию Тикетона, чем занимался на первых порах в Kolesa Group и благодаря чему смог продвинуться по карьерной лестнице.
«Еще во время учебы в университете понял, что разработка – не мое»
– Дмитрий, о вас не так много информации в интернете. Можете рассказать немного о себе?
– Родом я из Алматы. Окончил Алматинский государственный университет (сейчас это Казахстанский национальный педагогический университет имени Абая – прим. Digital Business) по специальности «Программист». Правда, разработчиком никогда не работал. Еще во время учебы понял, что это не совсем мое. Мне было интереснее взаимодействовать с людьми.

На 4-м курсе университета устроился проджект-менеджером в аутсорс-студию Glatis. На тот момент это была лучшая компания в Казахстане по разработке сайтов, внутренних систем, CRM, фирменных стилей и всего остального, что необходимо для автоматизации бизнеса. Среди наших клиентов были различные банки, страховые, юридические организации и так далее.
– Чем конкретно занимались в аутсорс-студии?
– В основном руководил различными проектами по созданию сайтов и дизайн-решений на заказ. Однако вскоре Glatis занялись разработкой внутренних стартапов. На самом деле, главная мечта любой аутсорс-студии – в определенный момент перейти от заказных проектов к собственным продуктам.
Были как неудачные проекты, названия которых ничего не скажут, так и довольно успешные. Один из них – IDrive.kz (если что, не имеет ничего общего с inDrive). Я был там соучредителем. Это блог-платформа для автолюбителей, где они в онлайн-дневниках делились различными советами по эксплуатации машин, автотюнингу и многими другими интересными деталями. В свое время площадка пользовалась хорошей популярностью в Казахстане. На пике у нас был трафик больше, чем в новостном разделе «Колес».

Второй удачный кейс – Тикетон, сооснователем которого был Алексей Ли. Я там был проектным менеджером: работал с разработчиками, дизайнерами и документами. По сути, реализовывали в жизнь задумки Алексея. Еще успел застать первые этапы создания Aviata.kz. Правда, вскоре ушел из Glatis, так что мое участие в этом проекте минимально.
«Первое, что сделал – грохнул аналитику, которая была. И чуть все не запорол»
– Почему решили уйти из Glatis? Насколько понимаю, у вас там получалось расти профессионально и продвигаться вверх по карьерной лестнице.
– Наверное, захотелось попробовать что-то новое. Примерно год после ухода искал себя. А потом решил пройти собеседование в Kolesa Group. Если мне не изменяет память, оффер получил в ноябре 2014 года. Так стал первым продакт-менеджером в «Крыше».
Во время собеседования имел неосторожность сказать, что разбираюсь в аналитике. На тот момент действительно так считал. И одной из моих первых задач было разделить представление из Google Analytics на две сущности: десктопный и мобильный трафик. Первое, что сделал – грохнул всю аналитику, которая была. Чуть не запорол все, но потом получилось исправить ситуацию и решить задачу.
– Насколько тяжело проходила адаптация? Все-таки это другой масштаб и уровень ответственности, если сравнивать с аутсорс-студией.
– На самом деле, все было довольно комфортно. Еще за несколько недель до выхода на работу меня пригласили на стратегическую сессию с топ-менеджментом компании для обсуждения глобальных вопросов по развитию «Крыши». Такая открытость впечатлила, ведь на тот момент я еще даже не был в штате. Команда тоже хорошо приняла: сразу установились доверительные отношения.

Что касается работы, то особого времени на раскачку не дали. Уже в первый месяц нужно было решить важную задачу – оперативно запустить мобильную версию и приложение «Крыши». Ведь в ближайшее время Google обещал пессимизировать сайты, у которых этого не будет. Стоял жесткий дедлайн, который никак нельзя было сорвать. К слову, сейчас на собеседованиях иногда спрашиваем у соискателей на позицию продакта, как бы они выкручивались в такой истории.
– А сами что делали?
– Много работали. Но если конкретизировать, то первым делом переносили важный функционал, чтобы быстро запуститься. А позже доделывали остальные некритические вещи, без которых какое-то время можно обойтись.
– Как дальше развивалась ваша карьера?
– Спустя чуть меньше 2-х лет я стал CPO Kolesa Group. Процесс был довольно лаконичным. Николай Бабешкин пригласил на встречу, сказал, что ему нравятся мои подходы в работе над «Крышей» и предложил перенести их на другие продукты компании: «Колеса» и «Маркет».

Это был интересный период. Можно сказать, я прыгнул в прорубь с различными задачами и занялся их решением. В те времена (2016-2017 год) мы трансформировались в компанию, где культивируется подход Data-driven. Внедрили аналитические системы, запустили первые ML-модели, которые по сей день крутятся в продакшене. Много чего сделали. По сути, почти 2 года совмещал две должности: CPO и своеобразного директора по аналитике. А дальше перешел на позицию операционного директора, на которой пробыл 5 лет.
«50% наших вакансий закрывается внутренними собеседованиями»
– Уже почти год вы занимаете позицию CEO. Можете подробнее рассказать, как проходил переход на новую должность? Насколько для вас стал неожиданным такой шаг со стороны Николая Бабешкина?
– Могу сказать, что для компании все прошло очень мягко. И это то, чем мы гордимся. Ведь в нашей сфере хватает случаев, когда после смены первого руководителя в течение года обновляется половина штата сотрудников. У нас ничего подобного не произошло.
Что касается лично меня, то мы с Николаем долго шли к этому. Последние пару лет он готовил меня к позиции CEO и постепенно передавал задачи. Плюс помогал подтягивать скиллы, которые провисали. В первую очередь, по финансовой и маркетинговой части. Так что, когда должность сменилась с CОO на CEO, потрясением это не стало. Ведь спектр задач уже привычен. Разве что стал больше взаимодействовать с акционерами.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Николая за помощь. Он, наверное, лучший руководитель в моей профессиональной деятельности.
– Исходя из вашего рассказа создается впечатление, что дорасти до позиции C-level в Kolesa Group не составляет огромного труда. Просто нужно работать, а дальше все само собой получится. Это действительно так или я утрирую?
– Kolesa Group – демократичная компания, в которой легко двигаться по карьерной лестнице. Такие переходы у нас происходят регулярно. Например, из help-desk в разработку, из модерации в QA, из HR в product-менеджмент. Наверное, 50% наших вакансий закрывается внутренними собеседованиями.
Однако с неба у нас ничего не падает. Важно показывать результаты. А это, когда ты менеджер, во многом зависит от умения работать с людьми. Собрать команду правильных специалистов, грамотно поставить им задачи, предоставить все необходимые ресурсы, вдохновить на достижение целей и не мешать работать. А еще не бояться брать на себя ответственность за принятие критических решений. Если все получается, то расти в Kolesa Group действительно не сложно.

Еще важно понимать: когда ты претендуешь на позицию C-Level, нужно быть готовым впахивать. Безусловно, никто не отменял формулу, что необходимо работать не 12 часов, а головой. Однако сидеть в офисе строго с 9 до 18 не получится. Это ни разу не история про Work-Life Balance. Если посмотреть на любого успешного предпринимателя из мира технологий, то все эти ребята имеют одну крутую способность – выкладываться на 120%. Такого же подхода ожидают от топ-менеджмента в нашей компании.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы претендовать на менеджерские позиции в Kolesa Group?
– Одна из наших главных ценностей – вовлеченность. Мы ее обычно расшифровываем слоганом: «Мне не пофиг». То есть, не должно быть безразличия к происходящим процессам или проблемам в соседнем продукте. Если ты можешь помочь с решением – действуй. Это история про то, что тебе не все равно. Такую культуру стараемся прививать каждому сотруднику. И когда нужно закрыть менеджерскую позицию, проще найти подходящего человека внутри Kolesa Group. Вокруг меня много примеров людей, которые прошли подобный путь и стали руководителями.

В нашей компании любой специалист может нарисовать четкий роадмап, где он видит себя через полтора года и что необходимо сделать для достижения поставленной цели. С учетом того, что мы растем, новые менеджерские позиции возникают регулярно.
Читайте также: Болталки по понедельникам, запрет на переработки и оценка руководителей. Что в Kolesa Group помогает создавать здоровую атмосферу