Казахстанец с инвалидностью открыл ИТ-школу в Талдыкоргане, чтобы обучать детей. Вот его история

Дамиру Нуркежанову 27 лет, он родом из Ескельдинского района Жетысуской области. Парень с детства передвигается на инвалидной коляске, однако физическое состояние не помешало ему добиться успеха в ИТ. Дамир отучился на программиста в Жетысуском университете им. И. Жансугурова в Талдыкоргане, а в 2018 году основал в городе школу робототехники Future-IT.
Сейчас занятия посещает около 180 учеников, которые регулярно участвуют в профильных олимпиадах и конкурсах. Например, с 21 по 23 февраля команда Дамира выступит на турнире Almaty Tech Cup 2025. Победители отправятся в Хьюстон и представят Казахстан на международные соревнованиях по робототехнике FIRST Championship. Узнали у Дамира, когда он увлекся ИТ, почему решил преподавать, и с какими трудностями столкнулся за время существования школы.
«Из-за слабого интернета приходилось смотреть обучающие видео в разрешении 240p»
– С детства мне было интересно, как устроены механизмы. Разбирал старые часы, радиоприемники, пытался понять, как все это работает. Помню, однажды родители обнаружили, что наш старый кассетный магнитофон полностью разобран. Конечно, собрать его обратно я тогда не смог, но такие эксперименты пробудили желание заниматься технологиями.
Никогда не воспринимал свое состояние как слабость. Однако понимал, что мне нужна профессия, где смогу комфортно чувствовать себя независимо от физических ограничений. Работа с компьютерами идеально подошла, так как хорошо получалось осваивать программы, писать код и разрабатывать решения. Именно поэтому решил стать программистом.
Сдал ЕНТ на 100 баллов из 125 возможных, и начал искать вуз поблизости. В итоге поступил на грант в Жетысуский университет имени И. Жансугурова в Талдыкоргане на специальность «Информационные системы». Первое время было непросто: в семье не было автомобиля, и мне приходилось каждый день ездить из своего поселка в Талдыкорган на учебу на такси. На втором курсе смогли купить машину, и стало легче.
Вскоре понял, что университет дает лишь базу, а для настоящего роста необходимо постоянное самообразование. Часто писал код по ночам, тестировал свои идеи и создавал небольшие программы как фрилансер. Тогда у меня не было собственного ноутбука, программировал на старом ПК. А из-за слабого домашнего интернета приходилось смотреть обучающие видео на YouTube в разрешении 240p. Тем не менее, за неделю освоил основы программирования и начал помогать одногруппникам с домашними заданиями. В благодарность меня угощали пирожками и шоколадками.
«В первые месяцы занятия посещали всего 4–5 учеников»
– На последнем курсе устроился в ИТ-центр Жетысуского университета программистом. Однако понял, что хочу не просто писать код, а делиться своими знаниями. Поэтому в декабре 2018 года решил открыть школу робототехники Future-IT. Совмещал это дело с основной работой и учебой.

Начинали скромно — с трех ноутбуков и трех наборов LEGO для робототехники, купленных на грант. Также получал повышенную стипендию в размере 1 млн тенге от общественного объединения «Тамшыбулак». На эти деньги оплачивал все расходы: аренду небольшого кабинета, зарплату сотрудникам (тогда вместе со мной преподавало еще пару студентов) и другие необходимые затраты для будущей школы.
В первый год занятия посещали всего 4–5 учеников: не хватало оборудования и было мало рекламы. Зарабатывать почти не получалось, поэтому начал всерьез задумываться о закрытии проекта. Однако в это же время мои ученики заняли второе место на областных соревнованиях по робототехнике. Дети так радовались, что я понял: если есть результат, нужно продолжать.

После этого уволился с основной работы, окончил вуз и решил полностью посвятить себя школе.
Трудностей было много. Одна из главных – отсутствие готовых специалистов в регионе. После разделения области (до 2022 года Ескельдинский район был в составе Алматинской области – прим. Digital Business) многие люди переехали в Конаев и Алматы, а это еще сильнее усложнило задачу по поиску кадров. Поэтому самостоятельно обучал будущих преподавателей, уделял внимание их техническому мышлению и способности находить общий язык с детьми: многие из них работают с нами с самого основания.
Сейчас в штате 10 сотрудников, преимущественно это ИТ-специалисты, которые прошли строгий трехэтапный отбор: выполнили задания на платформе, собрали робота по инструкции и провели пробный урок.

Еще один вызов – недостаток финансирования. После первого полученного гранта искал дополнительные источники средств. От фонда Евразия Центральной Азии в 2020 году выиграл грант на $3 тысячи, в 2021 – на $15 тысяч.
Также в нашем регионе платежеспособность населения ниже, чем в Алматы или Астане. Однако вести здесь бизнес можно: главное выстроить стратегию, грамотно все упаковать и любить свое дело. Сейчас школе удается зарабатывать, каждый год растем в прибыли на 30-40%.
Пандемия также стала серьезным испытанием. Нужно было срочно перестроить учебный процесс на онлайн-формат. Однако робототехника — это прежде всего практика, требующая работы с физическими наборами. Поэтому вместе с командой разработали гибкую систему дистанционного обучения, сделали упор на программирование и симуляторы. Для учеников без необходимых наборов создали специальные онлайн-курсы, чтобы сохранить их интерес к занятиям.
«В планах открыть новые филиалы и запустить курсы по ИИ и ML-обучению»
– Усилия оправдались, и школа начала расти. Сегодня вместо одного кабинета у Future-IT два филиала и около 180 учеников в возрасте от 5 до 14 лет. Заинтересованность детей технологиями стабильно растет. Когда они видят сверстников, которые занимают призовые места на различных соревнованиях, то тоже хотят попробовать. На занятиях вместе с учениками регулярно создаем изобретения, которые помогают улучшить качество жизни. Например, сделали уникальный браслет для слабовидящих, который обнаруживает препятствия на расстоянии до трех метров. Это помогает пользователю чувствовать себя в безопасности.

Активно участвуем в республиканских и международных турнирах и олимпиадах. За 7 лет существования школы ученики завоевали 71 призовое место. Сейчас подавали заявку и на FIRST Global Challenge — всемирный чемпионат по робототехнике в олимпийском стиле, который ежегодно проходит в разных странах. В Казахстане проект курирует фонд USTEM Foundation, а принять участие может любой желающий — достаточно собрать команду единомышленников и подать заявку.
В категории FIRST LEGO League Explore дважды одержали победу, а в 2023 году получили путевку на международный этап в Пекин. Представили робота, который показывал фокусы, и заняли 2 место.

Теперь собираемся открывать новые филиалы Future-IT и запускать курсы по искусственному интеллекту и машинному обучению. Это позволит готовить детей к профессиям будущего. Однако наша главная цель — создать среду, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал, независимо от того, станет ли он инженером, программистом или выберет другой путь.